пятница, 26 ноября 2010 г.

Принятие решений в управлении информацией безопасности дорожного движения

Рассматривая характер взаимной связи управления и решения, следует иметь в виду, что управление - это непрерывная работа по подготовке, принятию и реализации решений.

Управляющая система подготавливает информационную модель решения, сообразуясь с информационной моделью аварийности и другой исходной информацией, принимает решения, определяющие меры воздействия на процесс дорожного движения, и организует их реализацию как непосредственно, так и через подчиненные органы внутренних дел. Затем формируют новую информационную модель аварийности, анализируя которую оценивают эффективность влияния тех мер, которые были осуществлены во исполнение принятого решения. При необходимости корректируют управляющие воздействия или вновь по той же схеме принимают следующее решение.

Система управления функционирует постоянно, обстановка анализируется, оценивается непрерывно, при этом информационные модели аварийности дополняются и видоизменяются, возникают новые модели информационных ситуаций, на основе которых подготавливаются, принимаются, а затем и реализуются решения.

Рассматривая связь управления с движением информации, мы уже отмечали, что решение занимает особое место в связи с тем, что информация в нем сосредоточивается в концентрированном виде. «Решение - сгусток информации, специально собранной, проанализированной и переработанной субъектом управления. Оно информационно по своей сущности, причем являет собой синтез информации о настоящем, констатации настоящего состояния системы с информацией о будущем, выраженном в цели, которая запрограммирована, поставлена перед системой. Этот синтез обычно находит свое выражение в том, что решение состоит из двух частей - констатирующей и результативной. Констатирующая часть содержит информацию о состоянии решаемой проблемы..., а результативная - подписывающую, нормативную информацию»

Решение по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, которые принимаются или подготавливаются Госавтоинспекцией для вышестоящих инстанций аппарата государственного управления, носят, как правило, административно-распорядительный характер.

При управлении технологическими, некоторыми экономическими и биологическими процессами орган управления располагает информацией, выраженной в точных количественных показателях, которые позволяют принять однозначное решение и получить вполне определенный заранее запрограммированный результат. В этом случае говорят, что решение принимается в условиях определенности.

Для принятия решений в сфере социального управления, в том числе и обеспечения безопасности дорожного движения, характерны условия неопределенности, т. е. такое положение, когда заранее невозможно точно предвидеть результаты реализации принятого решения.

Процесс дорожного движения, как и любой другой социальный процесс, настолько подвижен, ситуации в нем настолько быстро меняются, что никакая информация и опыт не способны обеспечивать гарантированное решение. Но здесь следует заметить, что неопределенность условий, создающих основу для принятия решения, может иметь различную степень. В этом отношении сфера обеспечения безопасности дорожного движения выгодно отличается от многих других сфер общественной жизни в связи с тем, что ряд параметров, особенно технического плана, пригоден для количественной оценки. Об этом свидетельствует, например, и состав информационной модели аварийности. Но все же в целом описание процессов дорожного движения, как и в любой другой социальной системе, не может быть полностью формализовано, поэтому и выполнение задачи воздействия на этот процесс при помощи точных математических методов пока недостижимо, во всяком случае практически задача еще не решена.

В качестве компенсации, восполняющей те пока еще и очень объемные «пустоты» в подготовке решений, которые образуются в связи с невозможностью применения методов математического моделирования, выступают личные качества специалистов, подготавливающих решение, и руководителей его принимающих, такие, как опыт, знания, интуиция, практический навык в решении аналогичных задач.

В. Г. Афанасьев высказывает некоторые соображения о соотношении таких, на первый взгляд, трудносовместимых категорий, как информация и интуиция. Представляется, что эти высказывания могут оказаться очень полезными для руководящих работников, занимающихся вопросами борьбы с аварийностью, так как могут способствовать уяснению источников развития интуиции - качества, совершенно необходимого руководителю. Поэтому позволим себе воспроизвести выдержку из монографии целиком.

«Казалось бы, эти понятия несовместимы, тем более в управлении, в принятии решений. Информация - есть сведения, сообщения, характеризующие состояние объекта и окружающей его среды. Чем полнее информация, тем она достовернее, организованнее, тем меньше потребность в интуиции. Однако без информации нет и интуиции, поскольку интуиция не есть нечто мистическое, потустороннее, а чувство, образ мышления и действия, проще говоря - чутье, основанное прежде всего на знаниях, опыте руководителя, его общем кругозоре, общей информированности. Правда, речь идет здесь не о знаниях, не об информации, на основе которой можно решить данную конкретную проблему, а об информации..., которая рождает интуицию, столь необходимую руководителю для принятия решения в условиях неопределенности и риска.

Особенно велика роль интуиции в условиях резкого ограничения времени, когда орган управления, руководитель вынуждены принимать срочные решения без их должного информационного обеспечения».

Не умаляя значения информации в принятии эффективного решения, все же следует отметить, что и в ее оценке существенную роль играют эмоционально-субъективные факторы. Например, большой ущерб наносит стремление приукрасить обстановку с аварийностью, сгладить остроту положения, выдать желаемое за действительное в личных интересах завоевания незаслуженного авторитета, карьеризма.

Не менее опасны и перестраховка, «манипуляции» со статистикой аварийности.

Высокие моральные качества, глубокие знания, опыт, хорошо развитая интуиция, энергия руководителя имеют огромное значение в любой сфере управления, в том числе, естественно, и в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Таковы в общих чертах те принципы научного управления, которые, как нам представляется, могут найти применение в работе по обеспечению безопасности дорожного движения Госавтоинспекции.

Можно заметить, что все они находят в практической деятельности то или иное применение, не являются новыми. Но только точно сформулированная систематизированная, осознанная и неуклонно соблюдаемая последовательность действий, образующая управление, может обеспечить максимальную результативность деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий